Личный кабинет | Карта сайта | Контакты
Математика
Информатика
Физика
Биология
Химия
История и культура адыгов



Всероссийский конкурс

научно-технологических проектов

«Большие вызовы» 2019

Итоги регионального конкурса

Фото

Внимание! 2 марта 2019 г. в 11.00 (г. Майкоп, ул. Советская, 180) состоится финал регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы".
Онлайн-трансляция регионального конкурса будет доступна в 11.00 по ссылке.

Для защиты участникам финального (очного) этапа Регионального конкурса необходимо иметь следующие материалы:

1) проектная работа: должна соответствовать требованиям к оформлению и содержанию работы (приложение 2 Положения о проведении конкурса);

2) готовый продукт: макет, модель, техническое устройство, результат исследований, изобретение, программа, схема и т.д.;

3) презентация: отражает основные этапы проделанной работы (не более 10 слайдов).

Проектная работа участниками финального (очного) этапа представляется при очной регистрации, презентация представляется техническому специалисту не менее, чем за 30 минут до начала защиты проектов.

Регламент выступлений – не более 10 мин.

_________________________                                            _______________________________

С целью выявления и развития у школьников творческих способностей, интереса к проектной, научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской и творческой деятельности, популяризации научных знаний и достижений «Сириус» совместно с региональными центрами поддержки одаренных детей организует Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы».

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов – это масштабное мероприятие для старшеклассников, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью.

Образовательный центр «Сириус» предлагает участникам оформить свои идеи, разработки и исследования в проект и представить его для оценки экспертов.

Финал проектного состязания пройдет в июле 2019 года в Образовательном центре «Сириус», который примет 400 школьников для интенсивной работы над кейсами ведущих вузов и компаний страны. Подробную информацию смотрите на сайте: konkurs.sochisirius.ru.

Этапы и сроки проведения регионального этапа конкурса
в Республике Адыгея в 2019 году

В региональном этапе конкурса принимают участие обучающиеся 8-10 классов образовательных организаций общего и дополнительного образования Республики Адыгея.

Приказ и Положение о проведении Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы" (региональный этап)

15 января – 15 февраля – заочный этап;

Для участия в конкурсе необходимо подать заявку на индивидуальное или командное (проектные команды от 2 до 5 человек) участие и прикрепить описание проекта в соответствии с требованиями к оформлению и содержанию работы (приложение 2 Положения о проведении конкурса).

Форма заявки на индивидуальное участие в региональном этапе конкурса доступна для заполнения по ссылке (перейти к заполнению)

Форма заявки на командное участие в региональном этапе конкурса доступна для заполнения по ссылке (перейти к заполнению)

20 февраля – подведение итогов заочного этапа конкурса и формирование списка проектов, допущенных к очному региональному этапу;

2 марта – проведение очного регионального этапа конкурса в Республике Адыгея.

Подробную информацию о проведении регионального этапа конкурса можно получить
по тел.: 8 (8772) 52-72-50.

Состав организационного комитета

Состав Экспертных советов 

Что является проектной работой в рамках конкурса?

Проектная деятельность – особый способ работы, в котором участники проходят полный жизненный цикл проекта в специальной учебной форме. Школьный проект опирается на те же понятия, мерки и стандарты, которые существуют в настоящем проектировании и исследовании.

Проектная деятельность призвана решить актуальную проблему, поэтому проект начинается с анализа ситуации, фиксации проблемы и выявления передовых методов и технологий решения.

В ходе работы над проектом можно выделить следующие обязательные этапы:

1. Постановка и анализ проблемы;

2. Формулирование целей, гипотез и задач;

3. Выбор методов, планирование работы;

4. Работа над проектом;

5. Подготовка к защите, постановление результатов;

6. Подведение итогов, планирование дальнейшей работы.

Помимо наличия этих этапов, проектная работа должна отвечать следующим характеристикам:

1. Участник достигает востребованного результата, его работа важна и актуальна и разворачивается в области, связанной с передовыми исследованиями и разработками.

2. Участник понимает, как и кем будет использоваться полученный им результат. Однако это не означает, что школьники всегда должны выполнять проекты на уровне взрослых профессионалов. Завышая планку, руководители проектов порой ставят школьников в зависимую позицию исполнителя, не дающую опыт целостного освоения культуры организации и проектирования своей работы.

3. Речь идет о научной или технологической новизне. Лабораторная работа или конструирование по известному алгоритму не являются полноценными проектами. Инновационные решения, в свою очередь, требуют высокого уровня освоения участниками фундаментальной предметной базы.

4. Участник получает опыт работы с проблемной областью, постановки целей и задач, опыт получения нового решения, опыт организации деятельности.

                                             

Направления регионального конкурса

1.  Агропромышленные и биотехнологии

Agroprom.pngСельское хозяйство – это ключевая отрасль мировой экономики, которая обеспечивает население едой. Россия богата землями, а это значит, что мы легко можем обеспечить себя продовольствием. Однако и проблем в сельском хозяйстве достаточно. С помощью новейших технологий исследователи находят ответы на множество насущных вопросов:

Как вдохнуть жизнь в отработавшие и уставшие почвы? Как повысить урожайность любых ценных культур, а в самих культурах – содержание полезных и питательных веществ? Как защитить растения от болезней, вредителей, засухи и наводнений? Как сберечь урожай во время долгого зимнего хранения? Как выращивать продукцию на городских фермах?

Отвечая на вызовы, мы возлагаем большие надежды на новые технологии, в том числе для изучения процессов на клеточном и молекулярном уровне, беспилотный транспорт. Последние позволяют обрабатывать поля и собирать урожай автоматически, поливать растения выверенным количеством воды в зависимости от температуры, влажности и стадии роста растений, вносить оптимальное количество удобрений. Беспилотные летательные аппараты смогут удобрять почву и следить за полями. Умные информационные системы подскаж, какие культуры выгоднее выращивать в данном климате и почвах, а также подберут идеальное время посева и сбора урожая.

Продукция сельского хозяйства, прошедшая длинный путь промышленной обработки, попадает к нам на стол. Качество этой пищи – ключевой вопрос продовольственной безопасности. Поэтому необходимы простые диагностические системы и тесты, которые позволят быстро оценить качество продуктов питания. И это еще одно огромное поле для исследований и творчества. Например, участники конкурса могут исследовать параметры роста растений (скорость прохождения стадий, прирост массы, увеличение размера) и факторы, влияющие на него, а после предложить и в эксперименте опробовать условия, при которых томаты и огурцы максимально быстро растут и плодоносят дома, в помещении.

2.   Беспилотный транспорт и логистические системы

Bespilot.pngУ беспилотных летательных аппаратов – большое будущее, поскольку их ждет работа в области связи, транспорта, сельского хозяйства, картографии и мониторинга разного рода. Эти несложные устройства могут сильно облегчить человеческий труд. А для России с ее огромными территориями и местами неразвитой инфраструктурой они и вовсе станут палочкой-выручалочкой.

Создание беспилотников для разных целей требует ярких идей и конструкторских решений, использования новых устройств связи, энергетических и автоматизированных систем, новых материалов и алгоритмов управления как отдельными аппаратами, так и их роями, группами.

Школьникам вполне по силам спроектировать и построить беспилотники для автоматического мониторинга местности, создания 3D-карт, точного земледелия, доставки небольших грузов, обеспечения связи на удаленных территориях и многого другого.

Однако можно не только создавать, но и изобретательно приспосабливать существующие промышленные беспилотники к решению конкретных задач.

Один из примеров проекта, который школьники могут создать в рамках конкурса, – разработка системы отслеживания беспилотных аппаратов в реальном времени. Такая система будет включать в себя передатчик, устанавливаемый на коптер, приемную станцию, программное обеспечение с картой, на которой отображается путь, проделанный беспилотным аппаратом. Польза от такой разработки очевидна: беспилотные устройства подлежат обязательной сертификации, а значит, необходима система автоматизированного учета существующих аппаратов. Мы должны видеть их в любой момент времени. Так почему бы не создать такую систему?

3.  Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность

BigData.pngМы вступили в эпоху больших данных (BigData). Камеры видеонаблюдения, информация о перелетах и переездах людей, истории болезней, транзакции, сотовая связь, покупки в магазинах – все это и многое другое формирует базы данных, которые постоянно пополняются и стремительно разрастаются.

Все эти данные – большая ценность, ресурс для анализа и прогнозов, пища для алгоритмов машинного обучения. Сегодня без них уже невозможно построить систему с по-настоящему высокой точностью.

BigData-исследования находятся на стыке наиболее востребованных направлений, это, можно сказать, сердце междисциплинарных исследований. Здесь и искусственный интеллект, и машинное обучение, и нейронные сети на службе медицины, биологии, экономики, социологии, логистики, физики, генетики, финансов; а также сложные семантические алгоритмы для поиска информации в интернете и нестандартные подходы к обеспечению безопасности программно-аппаратной инфраструктуры.

Технологии обработки больших данных и машинного обучения успешно трудятся в области поиска информации, прогноза погоды и игры в Го, они предсказывают спрос на товары, помогают распознавать изображения и звуки. Использование современных методов машинного обучения на действительно больших объемах данных позволяет конструировать системы с обширными возможностями.

Один из примеров системы, которую можно сделать в рамках конкурса, – создать алгоритм, рекомендующий фильмы, музыку и литературу конкретному пользователю, на основе оценок, которые поставили другие пользователи этого сервиса. Алгоритм сравнивает их и делает предсказание, какую оценку фильму поставил бы этот пользователь, если бы его посмотрел. Алгоритм может использовать информацию с популярных сайтов, таких как Кинопоиск, IMDB, litres или Википедия.

4.  Генетика, персонализированная и прогностическая медицина

Genetika.pngКаждый из нас уникален. Эту уникальность в человека закладывает в том числе его геном, который во многом определяет предрасположенность к тем или иным болезням, образу жизни и питания, возможным физическим нагрузкам. Вот почему усредненное лечение часто не дает желаемого результата – мы слишком индивидуальны и каждому требуется персональный подход.

По мнению специалистов, будущее медицины в персонализации, когда каждому пациенту будет предложено наиболее подходящее лекарство в оптимальной для него дозе, а в перспективе создают индивидуальный препарат, редактируют геном, выращивают новые не отторгаемые органы из клеток пациента на замену вышедшим из строя.

На этом пути исследователям в области генетики и молекулярной биологии, специалистам в области тканевой и биоинженерии еще предстоит сделать очень многое. Человеческий организм – сложнейшая система, в которой огромное количество процессов действуют согласовано. В этой системе все ее части и элементы, включая мельчайшие клеточные органеллы, связаны друг с другом. У нас пока нет полного представления, как функционирует эта система. Поэтому исследования тонких процессов на клеточном уровне сегодня крайне актуальны.

Не менее важны и прикладные аспекты проблемы – устройства для ранней диагностики заболеваний и мониторинга биометрических параметров.

Участникам конкурса по этому направлению предлагается исследовать биологическую активность организма. Примером школьного проекта может быть исследование концентрации в слюне различных ферментов, соотнесение результатов эксперимента с физиологическими данными участников эксперимента, полученными в ходе анкетирования участников, и интерпретация полученных данных.

5.   Умный город

Umnii gorod.jpgРазвитие информационных технологий и электроники позволило оснастить городскую и производственную инфраструктуру большим количеством датчиков для сбора данных и прогнозирования нагрузок на системы обслуживания. Это сделало возможным оптимизировать потоки городского транспорта, системы электро- и водоснабжения, электронику, просчитывать поминутную аренду автомобилей (каршеринг) и велосипедов, осуществлять мониторинг качества производимых продуктов и материалов. Такого рода системы внедряются на крупных заводах, где недорогие датчики совместно с системами анализа данных позволяют улучшать эффективность производства, а также выходят на рынок частных домохозяйств, где позволяют гибко управлять освещением, энергопотреблением и иными бытовыми процессами.

В рамках конкурса школьники могут создать систему управления умным домом, которая при помощи сервоприводов открывает и закрывает окна в зависимости от температуры воздуха в квартире и на улице, содержания углекислого газа и кислорода в доме.